На складе на окраине Москвы горы пластиковых бутылок и переполненные мусорные баки. По выходным сотни людей выстраиваются в очередь, чтобы разгрузить тщательно отсортированный мусор в некоммерческом центре «Собиратор», одном из нескольких пунктов переработки в российской столице.

«Более 20 лет мусор никого не волновал», — говорит руководитель «Собиратора» Валерия Коростелева. «У нас много территории, поэтому все пошло прямо на свалку», говорится в статье «Революция переработки?» в журнале The Economist.

В то время как страны-члены ЕС извлекают в среднем 60% своих отходов, Россия перерабатывает всего 4% — говорится в исследовании, проведенное Всемирным банком в 2012 году. Мусорные свалки занимают около 4 млн Га в России — это площадь примерно равна Швейцарии.

И все же московские власти едва ли претерпели зеленое пробуждение. Вместо этого мусор стал политической горячей точкой. Участки свалок вокруг столицы переполнены; Москва планирует вывозить свой мусор в провинции. Жители этих регионов, что неудивительно, воздерживаются от того, чтобы с ними обращались как с мусорным ведром Москвы. «Речь идет о достоинстве», — говорит активистка Елена Калинина.

Наибольшее сопротивление оказал родной город Калининой, Архангельск. Протесты бурлили там с конца прошлого года, собирая тысячи людей. Активисты построили палаточный лагерь на запланированной свалке в Шиесе. «Русский Север — это не свалка», — скандируют активисты. Местные власти задержали десятки из них. Активисты теперь требуют не только прекращения строительства полигона, но и отставки местного губернатора. 25 июня Верховный суд России заблокировал попытку активистов провести референдум по этому вопросу.

Как подчеркивают в статье The Economist, так же, как экология стала выходом для гражданской активности в позднесоветскую эпоху, такими становятся и сегодняшние проблемы с мусором в России.

Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите некорректный текст и нажмите Ctrl+Enter - так Вы поможете нам улучшить сайт. Спасибо!